Перейти к содержимому


Добро пожаловать на Форум Авторадиоклуба города Челябинска!

Добро пожаловать на Форум Авторадиоклуба города Челябинска. Чтобы общаться в чате, на форуме, скачивать файлы и многое другое, Вам необходимо зарегистрироваться. Или войти под своим логином (если Вы уже зарегистрированы).

Регистрация на нашем форуме крайне проста и абсолютно бесплатна. Мы узнаем немного информации о вас, и вы через мгновение сможете пользоваться всеми возможностями форума. Вот некоторые из них:
  • Создавать новые темы и возможность отвечать в других
  • Подписываться на темы и форумы для получения обновлений
  • Найти старых и завести новых друзей
  • Пользоваться системой личных сообщений и многим другим...
Авторадиоклуб города Челябинска - независимое некоммерческое объединение автомобилистов-радиолюбителей, созданное с целью оперативного обмена информацией о дорожной обстановке, взаимопомощи и просто общения.

Мы работаем на частоте 26.715 MHz в 17 канале сетки B (на некоторых радиостанциях - C) гражданского диапазона с FM-модуляцией.

Устанавливайте рации в машины, регистрируйтесь на сайте и присоединяйтесь к нашему сообществу!

История создания азбуки Морзе и несколько интересных фактов.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 _РОК-Н-РОЛЛ_

_РОК-Н-РОЛЛ_
  • Гость

Отправлено 24 Май 2014 - 18:35

Изображение

[color=#000066;]История создания азбуки Морзе[/color]

 

[color=#000099;]Это интересно![/color]

[color=#333333;]Термин "Азбука Морзе" знают не только проффесиональные связисты, дотошные радиолюбители, но и наверное более или менее информированные обыватели, благодаря кино, прессе и радио.[/color] Но к сожалению далеко не все знают истории её изобретения, самих авторов и так далее.
Но всё же давайте начнём с самого начала. Итак кто такой есть сам Морзе?

[color=#333333;]Самюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 г. в семье известного местного проповедника Джедида Морзе в американском городишке Чарльзтаун (штат Массачусетс). В 1805 г. он поступил в Йельский университет. Самюэл Морзе никак не был связан с электричеством и теоретическими работами в этой области.
В 1811 г. Самюэл отправляется в Европу для изучения живописи у Вашингтона Олстона. Юноша подавал большие надежды как художник.
В 1815 г. - вернулся на родину. Через несколько лет Самюел был признан лидером и кумиром молодых американских художников. В 1825 г. он основал в Нью-Йорке общество живописцев (впоследствии - Национальная академия рисунка) и стал его президентом, а в 1829 г. - вновь отправился в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи.[/color]

[color=#333333;]Как видно из истории его жизни он стал довольно видным человеком в своём мире - мире искусства. 
И казалось бы где тут телеграф и где тут радио?
Здесь, как это иногда бывает, вмешался его величество случай. 
1 октября 1832 г. из Гавра в Hью-Йорк вышел парусник "Салли". Одним из его пассажиров был знаменитый врач тех времен (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) - Чарльз Т. Джексон. В салоне первого класса он демонстрировал фокус-опыт: начиналась вращаться стрелка компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к гальваническому элементу. За опытом внимательно наблюдал Самюэл. Надо отдать должное этому искусствоведу, он был любопытным человеком. Не заинтересуйся он тогда этими фокусами и кто его знает, когда бы была изобретена телеграфная азбука.[/color]

[color=#333333;]Увиденный опыт натолкнул его на мысль о создании системы передачи сигналов по проводам. Эта идея настолько захватила его, что он за время месячного плавания домой набросал несколько чертежей. Следующие три года, работая на чердаке в доме своего брата Ричарда, он посвятил строительству по своим чертежам аппарата, но безуспешно. В 1835 г. он был назначен на пост профессора живописи в только что открытом Нью-Йоркском университете, в котором в сентябре 1837 г. продемонстрировал свое изобретение. Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.[/color]

[color=#333333;]Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе, пожертвовал 2 тыс. долларов и предоставил помещение для дальнейших опытов при одном условии - С. Морзе возьмет в помощники его сына Альфреда. Союз младшего Вейла и Морзе оказался плодотворным. Первое сообщение было послано 27 мая 1844 г. и текст которого гласил: "Чудны дела твои, Господи!" Для передачи посылок использовался ключ, изобретенный российским ученым Б. С. Якоби, а для приема - электромагнит, якорь которого управлял перемещением по бумаге чернильного пера[/color]

[color=#333333;]Итак телеграфный аппарат был изобретён. Чтобы как то понять передаваемые сообщения пришлось изобретать и азбуку или строго научным языком способ знакового кодирования. Предложенный Самюэлем Морзе код был сложен, громоздок и труднопременим на практике. Что бы расшифровать сообщение приходилось листать толстый томик. Исходная таблица "кода Морзе" разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат в эфире. Здесь и проявил свою смекалку Альфред Вейл - партнер Самюэля Морзе по бизнесу. Он придумал пятизначный код для букв, а также цифровой код.[/color]

[color=#333333;]Собственно азбукой Морзе код начал называться только с первой мировой войны. В 1848 году код Вейля был усовершенствован немцем Герке. Именно этим кодом пользуются до сих пор. Если принять во внимание эти факты, то знакомое сочетание "азбука Морзе" следовало ради справедливости заменить на "азбуку Вейля - Герке". Но такова жизнь, кем то подхваченное звучное выражение азбука Морзе, морзянка до сих пор ходит по планете и только специалисты и радиолюбители знают истину.[/color]

Изображение

Изображение

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]Создание азбуки Морзе в 1835 году положило начало новой эре в технике. В частности, благодаря этой азбуке появился самый известный [/color]

сигнал бедствия SOS

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;], годовщина выхода в эфир которого, по одной из версий, отмечается 10 июня. Правда, поначалу он звучал совсем иначе.[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]В 1904 году фирма "Marcony Int. Company" предложила ввести единый [/color]сигнал, извещающий о бедствии на судне[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]. Он состоял из букв CQ ("come quick" - "приходите быстро"). Потом была добавлена ещё одна буква D ("danger" - "опасность"), и сигнал стал звучать как CQD - "приходите быстро, опасность". Он был утвержден 3 октября 1906 года на Моpской конфеpенции в Беpлине с участием представителей 29-ти стран.[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]Позже стало ясно, что сигнал CQD очень неудобен для передачи: в нем слишком много знаков. Поэтому в 1908 году было предложено заменить его на самое простое сочетание букв SOS. Такой сигнал представляет собой комбинацию "… - - - …" (три точки, три тире, три точки) и воспроизводится без пауз в отличие от других сигналов. Так и родился всемирно известный крик о помощи, который потом начал обрастать легендами и расшифровываться как "Save Our Souls" (спасите наши души) или "Save Our Ship" (спасите наш корабль) или "Stop Other Signals" ("остановите другие сигналы").[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]С этого времени 48 раз в сутки на три минуты в эфире прерывались все другие сигналы (2 раза в - с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю). В это время обрывались на полуслове все сообщения, и радисты всего мира настраивались на частоту 500 Гц в ожидании сигналов бедствия.[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]Существует несколько версий, кто первым воспользовался просьбой о помощи. По одной из них, впервые в эфире сигнал SOS прозвучал 10 июня 1909 года с пассажирского корабля "Кунард", потерпевшего катастрофу у Азорских островов. По другой - 14 апреля 1912 г. с печально знаменитого "Титаника". Радист тогда передавал оба сигнала - и SOS, и CQD. Но, увы, на другом корабле, проплывавшем в зоне действия сигнала, радист в тот момент отлучился.[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]С "Титаником" и сигналом SOS связана еще одна мистическая история. 15 апреля 1972 года американский линкор "Теодор Рузвельт" принял сигнал SOS с затонувшего 60 лет назад корабля. Радист, разумеется, удивился и запросил берег. Ответ был спокойным и странным: на сигнал SOS не реагировать, следовать прежним курсом.[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]Эта история не забылась. Радист "Теодора Рузвельта" постарался выяснить, откуда же доносился этот странный сигнал. В военных архивах он нашел донесения своих коллег о том, что и они получали странные радиограммы - якобы с "Титаника". Происходило это в 1924, 1930, 1936, 1942 годах - сигнал проходил раз в шесть лет. В 1978 году радист уже специально ждал сигнала, и уверял, что получил его. История с призраками "Титаника" довела его до клиники неврозов, но в апреле 1996 года в канадской газете "Сан" появилась заметка об очередном сигнале SOS с "Титаника", полученным канадским судном "Квебек".[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]Тогда уже ученые заинтересовались этим случаев. Гипотез выдвигалось несколько. Некоторые считают, что "в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала". Другие полагают, что SOS с "Титаника" "пробил" время.[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]Некоторые исследователи-аномальщики уверены, что Эдвард Смит, капитан реального "Титаника", незадолго да катастрофы получил свой собственный сигнал SOS. Этим ученые объясняют его оцепенение и неожиданную попытку изменить курс. И то, что настоящий сигнал о помощи был передан примерно с двухчасовым опозданием.[/color]
 

Сигнал SOS передается лишь в случаях неминуемой угрозы для жизни людей или для судна

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]. Иногда морякам приходится получать его в самых удивительных случаях. Например, однажды сигнал бедствия был пойман с нидерландского торгового судна, перевозившего диких зверей. По палубе спокойно разгуливал лев, каким-то образом выбравшийся из клетки. Команде пришлось запереться в каютах. Радист тогда отправил отчаянную просьбу о помощи: "Вызываю любое судно с оружием на борту!"[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]SOS вышел за пределы узко специализированной морской терминологии: сейчас каждый ребенок знает, что он обозначает. Говорят, что на затонувшем "Курске" выстукивали именно SOS (хотя у подводников существует свой сигнал - SSS).[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]Тем не менее, к концу XX века мир постепенно стал переходить на новую систему подачи сигналов бедствия [/color]

ГМССБ

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;] ([/color]Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;], английский вариант - GMDSS, Global Maritime Distress Safety System), и с традиционными позывными SOS пришлось распрощаться.[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:tahoma;font-size:12px;]До сих пор на судне азбуку Морзе и самый главный сигнал SOS обязан знать рулевой, потому что иногда информацию с корабля на корабль передают световыми сигналами.[/color]



#2 Бродяга

Бродяга
  • Неактивный пользователь
  • сообщений: 342

Отправлено 25 Май 2014 - 09:35

Спасибо, Андрюха! Про изобретение азбуки давно знал, а вот далее кое-что новое :мечтаю: 

[:-}  :помогите: